Почему стоит жить медленно или чем K-ON похож на Dark Souls
Вступление
Съешь этих мягких французских булок, да выпей чаю. Да, K-ON именно про это и ещё кое-что. Знакомьтесь, Хирасава Юи - ленивая, неуклюжая и немного рассеянная девушка, только что поступившая в старшую школу.
Ещё с первых сцен аниме пробирает зрителя своим шармом и как-бы говорит: "Прошу, сэр. Присядьте, выпейте с нами чаю и насладитесь зрелищем." Именно! Здесь вы не найдёте молниеносного экшена или даже кучи фансервиса. K-ON неспеша подводит вас к повествованию.
Юи никогда раньше не состояла в клубе, да и в свободное время ничем не занимается. Так что же, если она не будет ни в одном клубе даже в старшей школе, что о ней подумают? Главная героиня с неделю не может определиться с выбором, но замечает объявление клуба лёгкой музыки (да-да, того самого). Думает ли она о лёгкой музыке? Неее...
Легкомысленность - это её второе имя, а уверенность... не её имя. Она вступает в клуб, но сразу хочет уйти. Думает, что другим участникам клуба не понравится, что Юи в музыке нолик без палочки. Однако, остальные девочки с радостью принимают её. А как выясняется, что она в самом деле ничего не умеет, то решают вместе заработать ей на гитару.
Так и начинается по пирожно-сладкому яркая и долгая, но не вечная история клуба лёгкой музыки высшей школы Сакура. Здесь вам всё: дружба, повседневность, школьные переживания, музыка, пироженки, юность, а самое главное - живые персонажи.
А дальше... Внимание, много букв. Если вы всё ещё задаётесь вопросом: "Стоит ли смотреть", то мой ответ - однозначно да. Но если вам интересно узнать побольше, то прошу. Я дам знать, если будут спойлеры.
Персонажи
Хирасава Юи не самая смышлёная и интеллигентная девушка на свете, однако некой сообразительности и может даже гениальности ей не занимать. Её по-настоящему живое поведение и характер дают волю самым различным, порой комедийным, ситуациям.
Акияма Мио очень эмоциональна и застенчива. Её реакции на других девочек служат ключевым элементом в создании комедии. А именно, она частенько пугается, а другие пугают её.
Тайнака Ритсу главная по части барабанов и задаёт ритм именно она. В общем, не только в музыке. В ней порой чувствуются некие нотки мужского характера, но в этом плане она сильно отличается от большинства подобных героинь.
Котобуки Тсумуги сдержанная и добродушная. Другие члены клуба очень сильно ей помогают больше открыться окружающим, а она, в свою очередь, превносит незаминимый вклад в развитие клуба ввиде широкого ассортимента сладостей и чая.
Накано Адзуса самая младшая в клубе лёгкой музыки. Вполне традиционный вид человека, которому постоянно нужно чем-то заниматься. И она неоднократно пытается повлиять на других, чтобы они поступали как она.
Мне очень нравятся все персонажи этого аниме. И кстати, после третьего круга просмотра кейона я до сих пор не могу сказать, что мне кто-то нравится больше других. В этом и прелесть. Как мне кажется, в кейоне все главные герои сияют ярко, но не одинаково, очень своеобразно и индивидуально. И это прекрасно.
Ещё стоит упомянуть, что нам не показывают очень много взаимодействия "кейонов" с внешним миром даже в рамках школы. Бывает мелькают разные разговоры, но в основном внимание заостряется на наших девочках и их кураторе, которой отдельный респект и 10 миллионов социальных очков. Таким образом, на протяжении 2 сезонов и полнометражного фильма зритель отдаёт весь свой фокус практически только Юи, Мио, Ритсу, Муги и Адзусе.
Сеттинг и тон
С первой серии мы попадаем в маленький городок, где нет блокбастерского экшена. Всё, что у нас есть - это милая музыка (о которой позже), сочная рисовка и анимация студии Kyoto Animation, природа и милые девочки. Отдельное слово хотелось бы сказать о режиссёре данного шедевра, которую зовут Наоко Ямада. Сочитая внимание к деталям в анимации и повествовании, режиссёр создала живых персонажей, которым нестыдно сопереживать. Очень интересно смотреть за их жизнью и за тем, как они будут реагировать на те или иные ситуации.
Школа, куда ходят наши герои представляет собой относительно старое здание с большим количеством деревянных элементов. Что уж тут говорить, сама школа выглядит крайне приятно и лампово. Кстати говоря о школе, сама школа как и сам город существуют в реальности. Точнее они послужили прототипами, но в аниме их показали достаточно точно. Даже сейчас школу из K-ON можно посетить в Японии, в городке Тойосато. Старое здание школы хотели снести, но Японцы поднажали и от этого отказались. Вместо сноса, в школе теперь работает что-то вроде музея K-ON и публичной библиотеки. Можно ли посетить ту самую клубную комнату? Да, можно! Для тех, кто решит посетить городок, в интернете есть целая карта, с помощью которой вы сможете посетить различные места из аниме в реальной жизни.
Теперь несколько слов о контрастах. Мне показалось очень интересным, что характеры всех членов группы имеют ключевые различия, но при этом сильно гармонируют. Например, Ритcу и Мио. Мио застенчивая, Ритсу наоборот. И несмотря на то, что Ритсу подтрунивает над Мио, у них складываются отношения что-то вроде пожилой женатой пары. Ещё вот Юи и Адзуса. Юи - ленивая, Адзуса - наоборот постоянно говорит о том, что им надо больше репетировать и так далее. Но как же они друг к другу клеятся, ей богу! Какая милота. Юи даже если где-то может и не очень хочется репетировать, когда надо, то всё равно она любит Адзунян (да-да) и частенько делает принудительные обнимашки.
Также интересны различия в голосах на фоне характера персонажа. Например, у Мио мощный и мелодичный голос, а ведь она застенчивая? Или у Адзусы наоборот довольно мягкий и приятный голос, несмотря на некую твёрдость. Конечно, это не значит, что здесь или там голос не подходит персонажу - НЕТ. Подходит и очень даже. Наоборот, оригинальные актрисы озвучки постарались очень славно.
А теперь контраст в главном соку картинки - цветах. В других аниме вы много где найдёте красочные цветовые гаммы, которые так и заставляют подумать, не выкрутили ли вы сами в настройках монитора насыщенность и забыли об этом? Да нет, нет. Здесь достаточно умело используются цвета, причём не только в соответствии с настроением, которое студия хочет задать, но и в соответствии с временем года и ситуацией. Хотя студия и правда использует насыщенные цвета, она знает в этом меру. В целом, цветовая гамма часто очень тёплая, так и хочется чайку заварить, да скушать булочку. Но и холодные гаммы используются крайне умело. Например, зимой от цветовой гаммы веет не нейтралитетом или обжигающим холодом, а скорее зимней свежестью. Или когда наступает сезон дождей, то цветовая гамма становится блёклой и грустной, но как мне кажется совсем не холодной. Помимо времён года смена цветовой гаммы, как уже упомяналось раньше, используется для насыщения картинки определённым чувством и атмосферой. Так вот, здесь гамма немного по-другому используется. Особенно если речь идёт про композицию моментов, где режиссёр хочет показать очень серьёзное настроение. В таком случае цветовая гамма не становится тёплой или холодной, от неё веет чуть ли не чёрно-белым фильмом. Но при этом экспозиция делает картинку такой атфосферной, как будто вы сами испытываете чужие чувства. А главное внимание уделяется не действию, а именно эмоциям персонажей на экране. Лица становятся выразительней, взгляд глубже. Сама цветовая гамма способствует вашему погружению в картинку и сюжет.
Музыка и саундтрек
Много слов было сказано перед тем как перейти к музыке, да? Хотя аниме вроде бы и про музыкальный клуб, оно не заостряет всё внимание на музыке. Фоновая же музыка не бросается вперёд паровоза. Она представляет в основном миленькие и спокойные композиции по полторы минуты длиной, которые играют не всегда, но всегда очень в тему. А вот музыка самого музыкального клуба... Здесь говорить нечего. Это любовь. Начнём с того, что у опенингов и эндингов есть одно важное отличие - настроение (опять контрасты). Если вы впервые включите первую серию и послушаете первый опенинг, то вполне возможно и даже пожалуй скорее всего впечатлитесь энергией аниме. Прекрасно ведь! Эндинг тоже наверное такой же? Да? Ну... не совсем.
Здесь хорошо было бы сказать, что от опенинга веет как раз клубом лёгкой музыки. Настроение соответствует названию. Музыка именно лёгкая, весёлая, энергичная. А вот с эндингами создаётся такое ощущение, что исполняет немного другая группа. Как будто бы уже более взрослая. Когда впервые услышал, то сразу же подумал, что как будто они уже после выпуска эти треки записывали. И что самое интересное, в эндингах исполняет Мио со своим сильным и прекрасным голосом, в этот раз как бы говоря, что не боится выражать свои мысли так, как желает и не стыдится своих текстов! Цветовая гамма, кстати говоря, которая тоже более блёклая и серьёзная, отлично подчёркивает тон. Сам лично обожаю и опенинги и эндинги, считаю те и другие заслуживают внимания. Но стоит сказать, что не все эндинги такие.
Отдельный респект посвещается текстам песен, которые естественно на японском языке, что затрудняет перевод. Но в целом переводы на английский, которые я читал однозначно указывают на премиальное качество оригинальных текстов. Особенно текст той самой песни из последней серии второго сезона (рекомендую не слушать её раньше времени - лучше первый раз услышать именно там, как я считаю). Если что, треки можно найти на некоторых стриминговых платформах, ютубе и прочих местах. А вообще, оказалось, что студия выпустила сборник из 12 (!!!) дисков со всеми треками и фоновой музыкой, включая разные издания и миксы треков. И да, музыки там реально много. Советую послушать, может понравится что нибудь.
Внимание! Большие спойлеры. Тем, кто ещё не смотрел аниме, дальше рекомендую вообще не читать!
Сюжет и юмор
Ещё раз предупреждаю, спойлеры. Как я уже сказал, аниме про музыкальный клуб, но музыка не является фокусом произведения. Ситуация здесь как раз очень простая, я бы даже сказал тривиальная. На самом деле аниме про повседневную жизнь старшеклассниц, с небольшими вставками про музыку. Кстати, насчёт выступлений. Каждый раз как они собираются на сцене и нам показывают хотя-бы порезанное выступление с обрезанным треком, такое ощущение, что происходит что-то особенное. И это радует.
Вообще, именно сюжет мне не сказал бы, что понравился или не понравился. Я скорее к нему равнодушен, но считаю, что именно такой сюжет нужен был кейону. Во первых, именно в будние дни, в обычных ситуациях очень круто раскрывать взаимодействие людей, их характеры и взаимоотношения. Мне особенно понравилась серия, где практически весь день девочки были сами по себе. Очень круто нам показали именно как они ведут себя отдельно, учитывая тот факт, что их постоянно показывают вместе (речь про первый спэшл из первого сезона).
Но в любом случае сюжет крайне примитивен. Он не претендует на 300 часов видео лороведов, чтобы его понять, а это и есть его главная слабость, которую студия обратила в главную силу. Такому аниме не нужен замысловатый сюжет. Он прекрасен и таким, какой есть.
Как философия K-ON спасает души
Перед началом умных размышлений насчёт самого кейона немного о других аниме. Что сейчас, что раньше достаточно популярны картины, где показывают идейные конфликты. И это на самом деле касается не только аниме, но и всей медиа сферы в целом. Где-то вы можете увидеть закомплексованных подростков, тех самых мифических и легендарных потных мужиков, играющих в гриндилки и не имеющих большого количества друзей, харизматичных злодеев, харизматичных героев. А где-то вы можете увидеть простых и добрых людей, познающих себя через друг друга. Тех, кто превозмогает и идёт вперёд (foreshadowing :3) и так далее. Ни то, ни другое не хуже и не лучше. Это просто разные вещи, которые оценить очень трудно. Просто из таких моментов бывают рождаются реально классные картины. Но при этом проблема заключается в мировозрении. Такие аниме как "Эксперименты Лэйн"
(Лэйн и свои "альтер эго")
(Лэйн и свои "альтер эго")
или, например, "Провожающая в последний путь Фрирен" (сама Фрирен) показывают, что человеку необязательно оставаться таким, какой он есть. При этом демонстрируя достаточно твёрдую позицию в плане взгляда на окружающий нас мир. Кейон же не про внешние конфликты, а скорее внутренние.
Кейон принимает в свои объятия всех, потому что понимает, что абсолютно все без исключения в них нуждаются. Это не просто очередной генератор позитива или какой-нибудь средненький ром-ком. Кейон, как я говорил во вступлении, садит зрителя на диван, присаживается рядом и предлагает выпить чаю, забыть обо всём другом и жить. Просто жить. Сама структура повествования потихоньку пересаживает зрителя на медленный темп, показывает прелести жизни без лишней суеты. Не могу не упомянуть: недавно купил одну книгу, прочитал. Там упомянается как раз про суету и приводится что-то вроде анекдота. Мол, едет мимо кладбища парень и видит, что на могилках как-то мало лет жизни написано - где-то 3 года, где-то 1, где-то 5 лет. И только под большим красивым деревом красуется могила с величественным числом 25. Спрашивает он у местных - почему на кладбище одни дети похоронены? А ему отвечают, что это не дети. Там похоронены одни старики, а на могилах написано, сколько лет они реально прожили. Кейон вас не просто так приглашает выпить чаю. Он напоминает вам, что не надо жить в одной суете. Ведь это и не жизнь вовсе...
Хочется сказать, что если вы живёте в суете, то по-сути переживаете эту трансформацию вместе с Адзусой. Рано или поздно до вас дойдёт, хотите ли вы этого или нет. Это просто происходит. С первых серий Адзуса вела себя как знает - нужно трудиться. Нужно постоянно что-то делать, репетировать, учиться и так далее. Ей было трудно сразу влиться в тот образ жизни, которому следовали остальные в клубе.
С другой стороны, Кейон показывает как наши девочки вместе гуляют, занимаются, репетируют. Вам никакие мысли не приходят? Не хотели ли бы вы также? Я точно хотел бы. Кейон не стесняется показывать, что члены клуба лёгкой музыки на друг друга полагаются. Причём чем дальше, тем больше. Они вместе проходят через трудности, переживают и поддерживают друг друга.
Возвращяясь к Адзусе. К тому моменту когда она принимает тот факт, что ей нравится, как живут её подруги и осознаёт, что хочет провести с ними больше времени, становится уже слишком поздно. Да, конечно, они дальше продолжат общаться, но в конце второго сезона явно видно, как с приближением дня выпуска остальных приходит понимание того, что этот этап её жизни, каким бы вечным и длинным он не казался, уже заканчивается. Особенно прекрасен был момент в последней серии, где Юи, Мио, Ритсу и Муги сыграли для Адзусы песню, которую написали специально для неё. Очень рекомендую почитать слова к этой песне. И вот когда эти самые мгновения уже просвистели как пули у виска, Адзуса, которая всё старалась держаться молодцом, не выдерживает и всё же выпускает свои эмоции наружу.
Но это не конец, нет. Хотя всё равно расставаться, даже если не навсегда, грустно. Так что, не бойтесь жить. Не бойтесь выражать свои чувства - для этого не нужна особая причина. И если вам кажется, что вы должны жить тем или иным образом, то спросите себя, а с чего бы? А также помните, что дорога к вашей жизни лежит именно по вашему пути. Как вы решите, так и будет.
И всё-таки причём здесь Dark Souls
Понимаю, что здесь не все играли в DS и тем более не все играют в компьютерные игры. Так что, краткая справка. Серия игр Dark Souls отличается своей беспощадностью по отношению к игроку и сложностью. Там нет уровней сложности, все равны. И весь геймплей заключается в превозмогании и попытках со стороны игрока, всё.
Так как же связаны кейон и Dark Souls? Он ведь не заставляет зрителя кувыркаться по всей комнате, чтобы увернуться от обнимашек Юи или кулака Мио, который она замахнула и вот держит уже 15 минут, а вы в поту сидите и ждёте смерти. Конечно нет. На ютубе рано или поздно можно наткнуться на необычный тренд. Люди говорят о том, как Dark Souls помог им справиться с депрессией и справиться с трудностями в своей жизни. Всё дело здесь именно в превозмогании. Дело в том, что в жизни нет игровых механик и моментальных наград, которые вы получаете в качестве поощрения за труды. Если вы приготовили покушать, например, это не засчитается как выполненное ежедневное задание и вам не придёт автоматически награда. А Dark Souls поступает так - вы должны прикладывать усилия ради достижения вполне конкретной и зримой, а главное ДОСТИЖИМОЙ цели, которая может быть буквально на вашем экране. А в жизни зачастую нет перед вами объекта, связанной с вашей целью. Да и сама ваша цель может быть слишком огромной, чтобы понять как до неё добраться.
Так вот, именно в превозмогании Кейон и похож на Dark Souls. Только вот DS заставляет вас это делать, чтобы прогрессировать. А Кейон учит КАК это делать и куда двигаться. Он показывает крайне здоровую и в какой-то мере правильную позицию на то, как можно и может быть нужно жить. Помните, я говорил про Адзусу? Так вот, именно Адзуса и проходит через этот процесс превозмогания. Мы, как зритель, видя это волей или неволей проходим через весь процесс вместе с ней. Кейон как аниме преподаёт свой урок через Адзусу, за реакциями и поведением которой мы как зритель и наблюдаем. Адзусе больно и грустно видеть как остальные выпускаются, а она остаётся одна, ей больно осознавать, что вот-вот это всё закончится. А нам больно осознавать, что само аниме заканчивается...
Так что, да. К сожалению или к счастью (по крайней мере для нас) к Адзусе осознание происходящего и своих собственных чувств пришло поздно. Мгновения улетели, не думай о секундах свысока, так сказать. Но как мне кажется, она также поняла, что всё ещё впереди. Она поняла, что не останется полностью одна, что они дальше будут общаться, что всё только начинается. И это прекрасно.
Заключение
Ну что, вот мы и потихоньку подошли к завершению. В целом, моё впечатление о кейоне крайне положительное, я даже захотел на гитаре научиться играть. Персонажи яркие, живые. Сюжет простенький и весёлый. Музыка 10/10. Анимация просто моё почтение. Также и сам посыл аниме прекрасен. Кстати, меня очень порадовало отсутствие явного фансервиса. Максимум, что они сделали - пляжный эпизод. И то, это было максимально безобидно.
Хочется также сказать, что с одной стороны хочется продолжения, но история закончилась так круто, что лучше можно не надо, пожалуйста. Ещё отдельное спасибо студии Kyoto Animation.
И напоследок пару слов, почему, по моему мнению, K-ON есть смысл смотреть когда грустно и тяжело, а также почему он может сильно не зайти. Во первых, дело в том, что когда всё не совсем радужно и весело мы чаще задумываемся о смысле и видим суть некоторых вещей лучше, чем в другие времена. В этом плане кейон ударяет по вашему мозгу намного сильнее, если вам грустно и вы его посмотрите. Во вторых, если убрать смысловую нагрузку, то кейон всё ещё является весёлым slice of life аниме с позитивными милыми девочками, пирожными с чаем и лёгкой музыкой. Поэтому настроение должно поднять. И пару слов почему он может не зайти.
Конечно же первый момент вот в чём - невозможно создать то, что понравится всем без исключения. Всегда найдётся человек, которому не понравится. И в этом нет ничего плохого. Наша правда это просто субъективное восприятие. Ведь всё, что я написал выше это тоже просто моё видение этого произведения. И всё равно попробовать стоит.
Почему стоит жить медленно или чем K-ON похож на Dark Souls
Вступление
Съешь этих мягких французских булок, да выпей чаю. Да, K-ON именно про это и ещё кое-что. Знакомьтесь, Хирасава Юи - ленивая, неуклюжая и немного рассеянная девушка, только что поступившая в старшую школу.
Ещё с первых сцен аниме пробирает зрителя своим шармом и как-бы говорит: "Прошу, сэр. Присядьте, выпейте с нами чаю и насладитесь зрелищем." Именно! Здесь вы не найдёте молниеносного экшена или даже кучи фансервиса. K-ON неспеша подводит вас к повествованию.
Юи никогда раньше не состояла в клубе, да и в свободное время ничем не занимается. Так что же, если она не будет ни в одном клубе даже в старшей школе, что о ней подумают? Главная героиня с неделю не может определиться с выбором, но замечает объявление клуба лёгкой музыки (да-да, того самого). Думает ли она о лёгкой музыке? Неее...
Легкомысленность - это её второе имя, а уверенность... не её имя. Она вступает в клуб, но сразу хочет уйти. Думает, что другим участникам клуба не понравится, что Юи в музыке нолик без палочки. Однако, остальные девочки с радостью принимают её. А как выясняется, что она в самом деле ничего не умеет, то решают вместе заработать ей на гитару.
Так и начинается по пирожно-сладкому яркая и долгая, но не вечная история клуба лёгкой музыки высшей школы Сакура. Здесь вам всё: дружба, повседневность, школьные переживания, музыка, пироженки, юность, а самое главное - живые персонажи.
А дальше... Внимание, много букв. Если вы всё ещё задаётесь вопросом: "Стоит ли смотреть", то мой ответ - однозначно да. Но если вам интересно узнать побольше, то прошу. Я дам знать, если будут спойлеры.
Персонажи
Хирасава Юи не самая смышлёная и интеллигентная девушка на свете, однако некой сообразительности и может даже гениальности ей не занимать. Её по-настоящему живое поведение и характер дают волю самым различным, порой комедийным, ситуациям.
Акияма Мио очень эмоциональна и застенчива. Её реакции на других девочек служат ключевым элементом в создании комедии. А именно, она частенько пугается, а другие пугают её.
Тайнака Ритсу главная по части барабанов и задаёт ритм именно она. В общем, не только в музыке. В ней порой чувствуются некие нотки мужского характера, но в этом плане она сильно отличается от большинства подобных героинь.
Котобуки Тсумуги сдержанная и добродушная. Другие члены клуба очень сильно ей помогают больше открыться окружающим, а она, в свою очередь, превносит незаминимый вклад в развитие клуба ввиде широкого ассортимента сладостей и чая.
Накано Адзуса самая младшая в клубе лёгкой музыки. Вполне традиционный вид человека, которому постоянно нужно чем-то заниматься. И она неоднократно пытается повлиять на других, чтобы они поступали как она.
Мне очень нравятся все персонажи этого аниме. И кстати, после третьего круга просмотра кейона я до сих пор не могу сказать, что мне кто-то нравится больше других. В этом и прелесть. Как мне кажется, в кейоне все главные герои сияют ярко, но не одинаково, очень своеобразно и индивидуально. И это прекрасно.
Ещё стоит упомянуть, что нам не показывают очень много взаимодействия "кейонов" с внешним миром даже в рамках школы. Бывает мелькают разные разговоры, но в основном внимание заостряется на наших девочках и их кураторе, которой отдельный респект и 10 миллионов социальных очков. Таким образом, на протяжении 2 сезонов и полнометражного фильма зритель отдаёт весь свой фокус практически только Юи, Мио, Ритсу, Муги и Адзусе.
Сеттинг и тон
С первой серии мы попадаем в маленький городок, где нет блокбастерского экшена. Всё, что у нас есть - это милая музыка (о которой позже), сочная рисовка и анимация студии Kyoto Animation, природа и милые девочки. Отдельное слово хотелось бы сказать о режиссёре данного шедевра, которую зовут Наоко Ямада. Сочитая внимание к деталям в анимации и повествовании, режиссёр создала живых персонажей, которым нестыдно сопереживать. Очень интересно смотреть за их жизнью и за тем, как они будут реагировать на те или иные ситуации.
Школа, куда ходят наши герои представляет собой относительно старое здание с большим количеством деревянных элементов. Что уж тут говорить, сама школа выглядит крайне приятно и лампово. Кстати говоря о школе, сама школа как и сам город существуют в реальности. Точнее они послужили прототипами, но в аниме их показали достаточно точно. Даже сейчас школу из K-ON можно посетить в Японии, в городке Тойосато. Старое здание школы хотели снести, но Японцы поднажали и от этого отказались. Вместо сноса, в школе теперь работает что-то вроде музея K-ON и публичной библиотеки. Можно ли посетить ту самую клубную комнату? Да, можно! Для тех, кто решит посетить городок, в интернете есть целая карта, с помощью которой вы сможете посетить различные места из аниме в реальной жизни.
Теперь несколько слов о контрастах. Мне показалось очень интересным, что характеры всех членов группы имеют ключевые различия, но при этом сильно гармонируют. Например, Ритcу и Мио. Мио застенчивая, Ритсу наоборот. И несмотря на то, что Ритсу подтрунивает над Мио, у них складываются отношения что-то вроде пожилой женатой пары. Ещё вот Юи и Адзуса. Юи - ленивая, Адзуса - наоборот постоянно говорит о том, что им надо больше репетировать и так далее. Но как же они друг к другу клеятся, ей богу! Какая милота. Юи даже если где-то может и не очень хочется репетировать, когда надо, то всё равно она любит Адзунян (да-да) и частенько делает принудительные обнимашки.
Также интересны различия в голосах на фоне характера персонажа. Например, у Мио мощный и мелодичный голос, а ведь она застенчивая? Или у Адзусы наоборот довольно мягкий и приятный голос, несмотря на некую твёрдость. Конечно, это не значит, что здесь или там голос не подходит персонажу - НЕТ. Подходит и очень даже. Наоборот, оригинальные актрисы озвучки постарались очень славно.
А теперь контраст в главном соку картинки - цветах. В других аниме вы много где найдёте красочные цветовые гаммы, которые так и заставляют подумать, не выкрутили ли вы сами в настройках монитора насыщенность и забыли об этом? Да нет, нет. Здесь достаточно умело используются цвета, причём не только в соответствии с настроением, которое студия хочет задать, но и в соответствии с временем года и ситуацией. Хотя студия и правда использует насыщенные цвета, она знает в этом меру. В целом, цветовая гамма часто очень тёплая, так и хочется чайку заварить, да скушать булочку. Но и холодные гаммы используются крайне умело. Например, зимой от цветовой гаммы веет не нейтралитетом или обжигающим холодом, а скорее зимней свежестью. Или когда наступает сезон дождей, то цветовая гамма становится блёклой и грустной, но как мне кажется совсем не холодной. Помимо времён года смена цветовой гаммы, как уже упомяналось раньше, используется для насыщения картинки определённым чувством и атмосферой. Так вот, здесь гамма немного по-другому используется. Особенно если речь идёт про композицию моментов, где режиссёр хочет показать очень серьёзное настроение. В таком случае цветовая гамма не становится тёплой или холодной, от неё веет чуть ли не чёрно-белым фильмом. Но при этом экспозиция делает картинку такой атфосферной, как будто вы сами испытываете чужие чувства. А главное внимание уделяется не действию, а именно эмоциям персонажей на экране. Лица становятся выразительней, взгляд глубже. Сама цветовая гамма способствует вашему погружению в картинку и сюжет.
Музыка и саундтрек
Много слов было сказано перед тем как перейти к музыке, да? Хотя аниме вроде бы и про музыкальный клуб, оно не заостряет всё внимание на музыке. Фоновая же музыка не бросается вперёд паровоза. Она представляет в основном миленькие и спокойные композиции по полторы минуты длиной, которые играют не всегда, но всегда очень в тему. А вот музыка самого музыкального клуба... Здесь говорить нечего. Это любовь. Начнём с того, что у опенингов и эндингов есть одно важное отличие - настроение (опять контрасты). Если вы впервые включите первую серию и послушаете первый опенинг, то вполне возможно и даже пожалуй скорее всего впечатлитесь энергией аниме. Прекрасно ведь! Эндинг тоже наверное такой же? Да? Ну... не совсем.
Здесь хорошо было бы сказать, что от опенинга веет как раз клубом лёгкой музыки. Настроение соответствует названию. Музыка именно лёгкая, весёлая, энергичная. А вот с эндингами создаётся такое ощущение, что исполняет немного другая группа. Как будто бы уже более взрослая. Когда впервые услышал, то сразу же подумал, что как будто они уже после выпуска эти треки записывали. И что самое интересное, в эндингах исполняет Мио со своим сильным и прекрасным голосом, в этот раз как бы говоря, что не боится выражать свои мысли так, как желает и не стыдится своих текстов! Цветовая гамма, кстати говоря, которая тоже более блёклая и серьёзная, отлично подчёркивает тон. Сам лично обожаю и опенинги и эндинги, считаю те и другие заслуживают внимания. Но стоит сказать, что не все эндинги такие.
Отдельный респект посвещается текстам песен, которые естественно на японском языке, что затрудняет перевод. Но в целом переводы на английский, которые я читал однозначно указывают на премиальное качество оригинальных текстов. Особенно текст той самой песни из последней серии второго сезона (рекомендую не слушать её раньше времени - лучше первый раз услышать именно там, как я считаю). Если что, треки можно найти на некоторых стриминговых платформах, ютубе и прочих местах. А вообще, оказалось, что студия выпустила сборник из 12 (!!!) дисков со всеми треками и фоновой музыкой, включая разные издания и миксы треков. И да, музыки там реально много. Советую послушать, может понравится что нибудь.
Внимание! Большие спойлеры. Тем, кто ещё не смотрел аниме, дальше рекомендую вообще не читать!
Сюжет и юмор
Ещё раз предупреждаю, спойлеры. Как я уже сказал, аниме про музыкальный клуб, но музыка не является фокусом произведения. Ситуация здесь как раз очень простая, я бы даже сказал тривиальная. На самом деле аниме про повседневную жизнь старшеклассниц, с небольшими вставками про музыку. Кстати, насчёт выступлений. Каждый раз как они собираются на сцене и нам показывают хотя-бы порезанное выступление с обрезанным треком, такое ощущение, что происходит что-то особенное. И это радует.
Вообще, именно сюжет мне не сказал бы, что понравился или не понравился. Я скорее к нему равнодушен, но считаю, что именно такой сюжет нужен был кейону. Во первых, именно в будние дни, в обычных ситуациях очень круто раскрывать взаимодействие людей, их характеры и взаимоотношения. Мне особенно понравилась серия, где практически весь день девочки были сами по себе. Очень круто нам показали именно как они ведут себя отдельно, учитывая тот факт, что их постоянно показывают вместе (речь про первый спэшл из первого сезона).
Но в любом случае сюжет крайне примитивен. Он не претендует на 300 часов видео лороведов, чтобы его понять, а это и есть его главная слабость, которую студия обратила в главную силу. Такому аниме не нужен замысловатый сюжет. Он прекрасен и таким, какой есть.
Как философия K-ON спасает души
Перед началом умных размышлений насчёт самого кейона немного о других аниме. Что сейчас, что раньше достаточно популярны картины, где показывают идейные конфликты. И это на самом деле касается не только аниме, но и всей медиа сферы в целом. Где-то вы можете увидеть закомплексованных подростков, тех самых мифических и легендарных потных мужиков, играющих в гриндилки и не имеющих большого количества друзей, харизматичных злодеев, харизматичных героев. А где-то вы можете увидеть простых и добрых людей, познающих себя через друг друга. Тех, кто превозмогает и идёт вперёд (foreshadowing :3) и так далее. Ни то, ни другое не хуже и не лучше. Это просто разные вещи, которые оценить очень трудно. Просто из таких моментов бывают рождаются реально классные картины. Но при этом проблема заключается в мировозрении. Такие аниме как "Эксперименты Лэйн"
(Лэйн и свои "альтер эго")
(Лэйн и свои "альтер эго")
или, например, "Провожающая в последний путь Фрирен" (сама Фрирен) показывают, что человеку необязательно оставаться таким, какой он есть. При этом демонстрируя достаточно твёрдую позицию в плане взгляда на окружающий нас мир. Кейон же не про внешние конфликты, а скорее внутренние.
Кейон принимает в свои объятия всех, потому что понимает, что абсолютно все без исключения в них нуждаются. Это не просто очередной генератор позитива или какой-нибудь средненький ром-ком. Кейон, как я говорил во вступлении, садит зрителя на диван, присаживается рядом и предлагает выпить чаю, забыть обо всём другом и жить. Просто жить. Сама структура повествования потихоньку пересаживает зрителя на медленный темп, показывает прелести жизни без лишней суеты. Не могу не упомянуть: недавно купил одну книгу, прочитал. Там упомянается как раз про суету и приводится что-то вроде анекдота. Мол, едет мимо кладбища парень и видит, что на могилках как-то мало лет жизни написано - где-то 3 года, где-то 1, где-то 5 лет. И только под большим красивым деревом красуется могила с величественным числом 25. Спрашивает он у местных - почему на кладбище одни дети похоронены? А ему отвечают, что это не дети. Там похоронены одни старики, а на могилах написано, сколько лет они реально прожили. Кейон вас не просто так приглашает выпить чаю. Он напоминает вам, что не надо жить в одной суете. Ведь это и не жизнь вовсе...
Хочется сказать, что если вы живёте в суете, то по-сути переживаете эту трансформацию вместе с Адзусой. Рано или поздно до вас дойдёт, хотите ли вы этого или нет. Это просто происходит. С первых серий Адзуса вела себя как знает - нужно трудиться. Нужно постоянно что-то делать, репетировать, учиться и так далее. Ей было трудно сразу влиться в тот образ жизни, которому следовали остальные в клубе.
С другой стороны, Кейон показывает как наши девочки вместе гуляют, занимаются, репетируют. Вам никакие мысли не приходят? Не хотели ли бы вы также? Я точно хотел бы. Кейон не стесняется показывать, что члены клуба лёгкой музыки на друг друга полагаются. Причём чем дальше, тем больше. Они вместе проходят через трудности, переживают и поддерживают друг друга.
Возвращяясь к Адзусе. К тому моменту когда она принимает тот факт, что ей нравится, как живут её подруги и осознаёт, что хочет провести с ними больше времени, становится уже слишком поздно. Да, конечно, они дальше продолжат общаться, но в конце второго сезона явно видно, как с приближением дня выпуска остальных приходит понимание того, что этот этап её жизни, каким бы вечным и длинным он не казался, уже заканчивается. Особенно прекрасен был момент в последней серии, где Юи, Мио, Ритсу и Муги сыграли для Адзусы песню, которую написали специально для неё. Очень рекомендую почитать слова к этой песне. И вот когда эти самые мгновения уже просвистели как пули у виска, Адзуса, которая всё старалась держаться молодцом, не выдерживает и всё же выпускает свои эмоции наружу.
Но это не конец, нет. Хотя всё равно расставаться, даже если не навсегда, грустно. Так что, не бойтесь жить. Не бойтесь выражать свои чувства - для этого не нужна особая причина. И если вам кажется, что вы должны жить тем или иным образом, то спросите себя, а с чего бы? А также помните, что дорога к вашей жизни лежит именно по вашему пути. Как вы решите, так и будет.
И всё-таки причём здесь Dark Souls
Понимаю, что здесь не все играли в DS и тем более не все играют в компьютерные игры. Так что, краткая справка. Серия игр Dark Souls отличается своей беспощадностью по отношению к игроку и сложностью. Там нет уровней сложности, все равны. И весь геймплей заключается в превозмогании и попытках со стороны игрока, всё.
Так как же связаны кейон и Dark Souls? Он ведь не заставляет зрителя кувыркаться по всей комнате, чтобы увернуться от обнимашек Юи или кулака Мио, который она замахнула и вот держит уже 15 минут, а вы в поту сидите и ждёте смерти. Конечно нет. На ютубе рано или поздно можно наткнуться на необычный тренд. Люди говорят о том, как Dark Souls помог им справиться с депрессией и справиться с трудностями в своей жизни. Всё дело здесь именно в превозмогании. Дело в том, что в жизни нет игровых механик и моментальных наград, которые вы получаете в качестве поощрения за труды. Если вы приготовили покушать, например, это не засчитается как выполненное ежедневное задание и вам не придёт автоматически награда. А Dark Souls поступает так - вы должны прикладывать усилия ради достижения вполне конкретной и зримой, а главное ДОСТИЖИМОЙ цели, которая может быть буквально на вашем экране. А в жизни зачастую нет перед вами объекта, связанной с вашей целью. Да и сама ваша цель может быть слишком огромной, чтобы понять как до неё добраться.
Так вот, именно в превозмогании Кейон и похож на Dark Souls. Только вот DS заставляет вас это делать, чтобы прогрессировать. А Кейон учит КАК это делать и куда двигаться. Он показывает крайне здоровую и в какой-то мере правильную позицию на то, как можно и может быть нужно жить. Помните, я говорил про Адзусу? Так вот, именно Адзуса и проходит через этот процесс превозмогания. Мы, как зритель, видя это волей или неволей проходим через весь процесс вместе с ней. Кейон как аниме преподаёт свой урок через Адзусу, за реакциями и поведением которой мы как зритель и наблюдаем. Адзусе больно и грустно видеть как остальные выпускаются, а она остаётся одна, ей больно осознавать, что вот-вот это всё закончится. А нам больно осознавать, что само аниме заканчивается...
Так что, да. К сожалению или к счастью (по крайней мере для нас) к Адзусе осознание происходящего и своих собственных чувств пришло поздно. Мгновения улетели, не думай о секундах свысока, так сказать. Но как мне кажется, она также поняла, что всё ещё впереди. Она поняла, что не останется полностью одна, что они дальше будут общаться, что всё только начинается. И это прекрасно.
Заключение
Ну что, вот мы и потихоньку подошли к завершению. В целом, моё впечатление о кейоне крайне положительное, я даже захотел на гитаре научиться играть. Персонажи яркие, живые. Сюжет простенький и весёлый. Музыка 10/10. Анимация просто моё почтение. Также и сам посыл аниме прекрасен. Кстати, меня очень порадовало отсутствие явного фансервиса. Максимум, что они сделали - пляжный эпизод. И то, это было максимально безобидно.
Хочется также сказать, что с одной стороны хочется продолжения, но история закончилась так круто, что лучше можно не надо, пожалуйста. Ещё отдельное спасибо студии Kyoto Animation.
И напоследок пару слов, почему, по моему мнению, K-ON есть смысл смотреть когда грустно и тяжело, а также почему он может сильно не зайти. Во первых, дело в том, что когда всё не совсем радужно и весело мы чаще задумываемся о смысле и видим суть некоторых вещей лучше, чем в другие времена. В этом плане кейон ударяет по вашему мозгу намного сильнее, если вам грустно и вы его посмотрите. Во вторых, если убрать смысловую нагрузку, то кейон всё ещё является весёлым slice of life аниме с позитивными милыми девочками, пирожными с чаем и лёгкой музыкой. Поэтому настроение должно поднять. И пару слов почему он может не зайти.
Конечно же первый момент вот в чём - невозможно создать то, что понравится всем без исключения. Всегда найдётся человек, которому не понравится. И в этом нет ничего плохого. Наша правда это просто субъективное восприятие. Ведь всё, что я написал выше это тоже просто моё видение этого произведения. И всё равно попробовать стоит.
Спасибо, что читали.